Ульянково

Основано в 1565 г


 

ОБЪЯВЛЕНИЕ

Ваше объявление может быть ЗДЕСЬ!

 

 

  Древняя история села Ульянково отмечена на археологической карте Татарстана. На территории села в прошлом были обнаружены неолитические находки: каменный наконечник дротика, два целых и один обломок тесла, а также крупная полированная плита из песчаника. Их возраст 5-10тысяч лет. В период неолита (новокаменного века) происходил переход от присваивающего хозяйства (охоты, собирательства) к производящему (земледелию и скотоводству). Жизнь на месте села продолжалась и в период раннего железного века, о чем свидетельствует, например, находка на территории села древнего железного топора. 
  История русских сёл неразрывно связана с историей храмов. На территории нынешнего Кайбицкого района в прошлом их было немало. Большинство из них, к сожалению, разрушено или находятся в плачевном состоянии. Была когда-то церковь и в селе Ульянково, о которой имеются сведения в описи 1652 г. По данным Казанской епархии православный приход в селе Ульянково существовал с 1724 года. Известно, что до революции в селе был деревянный храм «пророка Божия Илии» постройки 1854 года. В документах указано, что ещё в 1937 году храм в селе стоял. В советские годы храм был закрыт и разрушен в 1970-х гг. На месте храма позднее был возведен каменный дом культуры. Кстати, во время рытья котлована, было обнаружено крупное поселение и захоронения древних абашевских племен бронзового века! Не случайно это место было выбрано когда-то жителями под церковь.
  Абашевская культура существовала в эпоху бронзы (около 4 тысяч лет назад). Название культура получила от села Абашево в Чувашии, где в 1925 году был обнаружен могильник этого периода. Население преимущественно занималось скотоводством, земледелие имело подчинённое значение. Среди находок этого периода встречаются бронзовые топоры, наконечники копий, кинжалы, ножи, серпы, украшения, керамические изделия. Погребения в основном подкурганные. Именно к абашевским племенам археологи относят обнаруженные в 1960 году возле села Победа группу курганов. Были исследованы 11 всхолмлений диаметром 10-20 метров и высотой до 1 метра. На одном пятне был найден обломок типичного абашевского колоколовидного сосуда, характерного для середины второго тысячелетия до н.э. Впервые побединские курганы были отмечены ещё в 1909 году археологом и этнографом Гайнетдином Ахмаровым. Приведённые данные говорят о том, что эти места из-за удобного и безопасного расположения привлекали поселенцев ещё в глубокой древности. Исследования древних поселений показывают, что большое значение при выборе места жительства поселенцы придавали красоте окружающей природы, чем наш край, безусловно, отмечен.
  В 1999 году верующим села Ульянково для устройства молитвенного дома было передано здание бывшего школьного интерната. В сентябре молитвенный дом был освящен в честь Рождества Христова. В настоящее время приход не имеет своего священника и окормляется духовенством храма Живоначальной Троицы села Турминское. Это село находится недалеко от границы с Чувашской республикой (первое упоминание о селе относится ко второй половине XVI века). В нём сохранилась каменная церковь, а также старинный двухэтажный барский дом с остатками аллеи. Этот храм Святой Троицы был построен еще в 1805 году на средства помещика Леонтия Петровича Есипова. Приделы освящены во имя Предтечи и Крестителя Господня Иоанна и во имя Святого Пророка Ильи. Крупный, крестообразный в плане храм с невысокой двухъярусной колокольней представляет собой яркий образец раннего классицизма с некоторыми элементами барокко. Прихожанами особо почиталась икона Иоанна Предтечи, которая появилась в селе задолго до строительства храма и, вероятно, еще с XVII в. находилась в старинной часовне, по преданию поставленной на месте обретения иконы. Прихожанами являлись не только турминцы, но и жители из соседних сел. Закрыли храм в 1937 году, передав под колхозный зерносклад. После пожара он долгое время стоял заброшенный. В настоящее время храм восстановлен, снова звонят в православные праздники колокола.
Если посмотреть на карту Татарстана, видно, что русские села Большое Подберезье, Корноухово, Победа, Ульянково, Федоровское протянулись по линии, направленной к острову Свияжск. И это не случайно. Основаны они были по пути продвижения войска Ивана Грозного к столице Казанского ханства. По всем этим населенным пунктам можно проследить маршрут движения стрельцов на Казань. В тех местах, где войско останавливалось лагерем, впоследствии возникли поселения на землях, пожалованных российским государем боярам и воеводам, отличившимся при взятии столицы покоренного ханства. Так, в небольшой деревне Победа существует предание у местного населения, что её основал, побывавший здесь Иван Грозный, в честь успешного похода которого и была названа деревня, а на отдых царь останавливался, якобы, в селе Большое Подберезье.
В Татарском Энциклопедическом словаре указано, что село Ульянково основано в 17 веке (Казань, 1999, стр.596). Но судя по документам, оно было основано раньше. В писцовых книгах XVI века указано, что до 1593 года на месте Ульянкова находилось село Агишево (оно именовалось «Агишево, Улянково тож»), в котором мирно уживались мордва и татары. Они были вытеснены русскими переселенцами в период массового освоения ими края. Тогда, вероятно, и возникло нынешнее село Ульянково. Можно предположить, что оно начиналось с нижнего берега Берли. Эта улица и поныне называется у местных жителей Старицей. В конце её было расположено старое кладбище, со временем превратившееся в луг. На противоположном крутом берегу, рядом с источником, считавшимся святым, стояла небольшая деревянная часовня. В писцовых книгах можно найти и объяснение происхождения названия села: «Деревня Агишево на речке по Берле, а живут в ней «полоняники» во дворе Ульянко, Безсонко, Якуша, Иванко, Афанаско, Минка». «Полоняники» - это русские пленные, которые были освобождены войсками Ивана Грозного после взятия Казани в 1552 году. Кстати, первоначальное название села - «Ульянко». Чем заслужил Ульянко такую честь? Возможно, он выделялся среди других пленников возрастом и авторитетом или был главой семейства, поселившегося на этом месте? Ну, а у местных старожилов имеется другая версия происхождения названия села. Его, будто бы, основала некая женщина по имени Ульянка. Есть предположение, что она сбежала из казанского плена и скрывалась в этих удалённых местах, которые ей пришлись по душе, и она осталась здесь жить.
Активное освоение земель русскими переселенцами в крае началось с появлением монастырей. История появления первых монастырей и храмов на территории края связана с процессом колонизации края после присоединения его к России в середине XVI века. Так 16 мая 1555 года жалованной грамотой царя Ивана IV Грозного были пожалованы земли Свияжскому Богородицкому монастырю. Пожалования монастырю были подтверждены позднее грамотами царей Федора Ивановича и Бориса Годунова. Его владения располагались недалеко от реки Свияги и лишь небольшая часть находилась в стороне, возле Волги. Второй монастырь - Троицкий Сергиев получил земли в разных местах.
 Московское правительство, после завоевания Казанского царства, поспешило раздачею земель служилым людям и православному духовенству закрепить край за Россией.
Важные сведения об освоении монастырями земель в крае можно найти в работе историка XIX века Г.И.Перетятковича «Поволжье в XVII - начале XVIII вв. Очерки по истории Низовья»» В частности, он указывает на то, что на левой стороне реки Свияги тогда находилось старое сельцо Городище и другие поселения Троицкого Свияжского монастыря. По рекам Большой и Малой Берле, притоках Свияги с левой стороны, где находились свободные и отчасти нетронутые земли, шла деятельная колонизация русскими поселенцами.
 В конце 60-х годов XVI в. на реке Берле находилась лишь одна деревня Агишево (нынешнее село Ульянково). На этом месте до появления русских существовало, вероятно, инородческое поселение, оставившее по себе след в названии местности. В писцовой книге сказано: «а живут в ней полоняники», после чего названы 5 дворов с их хозяевами, которые называются одним лишь уменьшительным именем, причем среди них встречаются такие имена, как Якуш и Улянко, что, по мнению Перетятковича, не было характерно для русского населения.
 К концу XIX столетия на реке Берле, среди монастырских поселений указываются три деревни, вместо прежней одной, и один починок. В «деревне Уланково, что был починок Уланков» имелось среди угодий «лесу пашенного около пол по смете 7 десятин с половиною». Относительно двух поселений на реке Берле сказано, что они «поставлены после писцов» (т. е. после описи 1567 года) «по государевой жалованной грамоте в 83 году» (1567), следовательно, для них была получена земля монастырем от правительства вновь.
Благодаря увеличению пахотной земли, уменьшению лесов, иссушению местами болот, число ключей и источников значительно уменьшилось, вследствие чего обмелели небольшие речки. В первой половине XVII столетия исчезли многие небольшие водяные мельницы, которые именуются «меленки колотовки». Так, например, в конце XVI века под деревней «Агишево, Улянково тож» находились «3 меленки колотовки крестьянские»; под починком Корноуховским, бывшим на этой же речке стояли «на ручью 3 крестьянские меленки колотовки, в деревне Уланкове, с 6 дворами, меленка колотовка, а держать крестьяне про себя». В описях первой половины XVII столетия они уже не упоминаются. Но зато вместо маленьких мельниц появляются новые, большие мельницы, необходимые для обслуживания увеличивающегося населения в монастырских вотчинах. Так, в вотчинах Троице-Сергиева монастыря вместо одной мельницы «Большое колесо», которая упоминалась в XVI столетии, теперь находилось 4 мельницы «Большое колесо» и одна «меленка колотовка»; на землях Богородицкого монастыря вместо одной мельницы «Большое колесо» стало 3 мельницы «Большое колесо» и 2 «меленки колотовки».
 Обращаясь к архивным материалам, Перетяткович пишет: «Среди сел Троицкого Свияжского монастыря на реке Берле, где главным местом его хозяйственной деятельности было село Новое, в настоящее время встречаемся с новым селом, которым стала «деревня Агишево, Улянково тож». Но состояние села Агишева в 1652, году, сравнительно с его прежним состоянием, указывает на довольно медленное развитие этого пункта, в соответствии с чем, по всей вероятности, было и его значение среди монастырских сел; в нем не упоминается даже о монастырском дворе, в котором жил представитель монастырского хозяйства. Как в селе Агишеве, так и в других селах и деревнях Троицкого и Богородицкого монастырей Свияжского уезда, прогресс за 1646—1652 гг. состоял не столько в прибытии новых поселенцев, сколько в переходе бобылей (бедное, иногда бездворовое население) или соседей в число крестьян.
 В архивных сведениях говорится: «Деревня Агишево, а Улянково тож, (по описи 1594 г.), на реке Берле а в ней крестьянских дворов 20 и 1 двор бобылей, пашенной пахотной доброй земли 30 чети (четь равна 0,5 десятины или 0,59 га) в каждом поле; да перелогу 3 чети в каждом поле, сена по реке Бирле 300 копен. Деревня Улянково (по описи 1646 г.) насчитывала 23 двора крестьянских, у них братьи, детей и племян 50 человек, 3 двора бобылей «тое ж деревни захребетники, а живут они в той же деревне по крестьянским дворам переходя—5 человек» (среди них 3 вдовы с детьми). По описи 1652 г. — село, что «была деревня Агишево, а Улянково тож, а в нем церковь, пашенной церковной доброй земли 20 чети в каждом поле, сена 30 копен., да в селе ж 7 дворов крестьянских, у которых детей и братьи и племянники 15 человек, пашни пахотной доброй земли 33 чети в каждом поле, сена 350 копен. Да в том же селе примерно сверх дачи лишние земли 91 четверть, в каждом поле, сена 50 копен, а на ту на примерную земли 20 дворов крестьянских, у которых детей и братьи и племянники 49 человек».
 В этом источнике разделяются две деревни Агишево и Улянково. Перетяткович считает их одной деревней и указывает, что первоначально здесь проживали «инородцы», т.е. не русские. Следует отметить, что высокий обрывистый берег реки Берли был удобен для обороны, для обозрения и перемещения, поэтому привлекал сюда поселенцев в разные времена.
 Недалеко от села Ульянково в селе Малое Подберезье сохранился однопрестольный деревянный храм Успения Пресвятой Богородицы. Он был построен в 1902-1910 гг. как приписной к приходу села Большое Подберезье. Возводился по инициативе и на средства прихожан – русских крестьян. В советские годы храм был закрыт, вновь действует с 1999года. Нам довелось посетить его прошлым летом. Удивительной красоты храм, ярким июльским днём сливающийся с лазурным сияющим небесным сводом. Он сравнительно небольшой, хорошо сохранившийся, с невысокой двухъярусной колокольней. Малое Подберезье, где никогда не было помещиков, отличалось довольно высоким уровнем жизни, - и сегодня в селе увидишь крепкие дома. Внешний вид храма характерен для псевдорусского архитектурного стиля. Храм венчается пятью главками. Главки по углам четверика подняты на глухие высокие граненые барабаны. Активно вынесенная пятигранная апсида с симметричными боковыми прирубами и двумя асимметрично расположенными окнами венчается маленькой главкой на тонкой шейке. Большая односветная трапезная на два окна одной высоты с апсидой. К ней примыкает двухъярусная колокольня с притворами. Срубы сложены "в лапу" и обшиты тесом "впрямь" и "в косяк". Храм гармонично вписывается в окружающую прекрасную природу. Удивительно, как это прекрасное деревянное сооружение пережило трагические исторические события, которых, конечно же, не избежал и наш край.
 Следует немного сказать и о селе Муратово, основанном в период Казанского ханства. В селе сохранилась Казанско – Богородицкая церковь. Этот трехпрестольный храм был построен в 1857 году на средства помещицы Надежды Саврасовой. Судя по рассказам местных старожилов, жили Саврасовы скромно, состояние у них было небольшое. Надежда унаследовала от матери бережливость и экономию, что позволило ей вскоре значительно увеличить свое состояние. Уже тогда после каждой своей удачной сделки с хлебом Анна Алексеевна с дочерью вносили пожертвования в приходскую церковь. Духовная консистория 11 мая 1836 года, с утверждения преосвященного Филарета, разрешила Саврасовой построить на свои средства каменную церковь в ее имении, селе Муратово (тогда Свияжского уезда), над прахом родителей. Строительство этой церкви затянулось и продолжалось 20 лет. Церковь освящена лишь в 1857 году. В 1857 году помещица пожертвовала деньги на устройство ограды и колокол.
 Проект церкви в селе Муратово выполнен известным казанским архитектором Ф. И. Петонди, представителем русского классицизма, автором многих зданий в Казани (в их числе: здание Казанской городской думы, Родионовского института благородных девиц, «Казанского подворья» и дроугих). Церковь в плане имеет форму креста, она является образцом позднего классицизма в провинции. На данный период храм находится в полуразрушенном состоянии. В настоящее время частично восстанавливается на средства, собранные местным населением.
 Любопытна история Казанско-Богородицкой церкви, находящейся когда-то в соседнем селе Корноухово. Название села Корноухово, возможно, произошло от старинного слова «карнать» (прокалывать уши). Похоже, среди первых поселенцев были бывшие беглые крепостные крестьяне. , которых удалось изловить и вернуть хозяину. Таких беглецов ловили и возвращали хозяину. Их подвергали жестокому наказанию – им «карнали» уши. Это древний обычай, ещё в Древнем Риме беглых рабов "метили" таким же способом. Возможно, пойманных беглецов в наказание отправляли для освоения малообжитых земель Казанского ханства.
 История церкви в Корноухово отчасти связана с историей Смоленской церкви в селе Караваево (ныне район Казани).
В 1907 г. в Караваево (название которому, по преданию, дал сам Е.И.Пугачев) произошло долгожданное событие – здесь появилась своя церковь – во имя Смоленской иконы Божией Матери. Церковь была возведена на средства прихожан и частные пожертвования. Храм был каменным, «с таковою же в одной связи колокольнею», теплым, обнесенным каменной оградой с деревянной решеткой. Однако, к сожалению, как и большинству православных храмов Казанской епархии, церкви была предначертана печальная участь. В начале 1930-х гг. Смоленская церковь, вместе со всем бывшим селом, оказалась в черте «авиастроя» и была «перестроена» под столовую. Со временем она была окончательно разрушена. Окончательно церковь была разрушена в 1950-е гг. и на ее месте находилась остановка «Караваево» девятого маршрута трамвая.
 Известно также, что в 1909 – 1910 гг. псаломщиком в церкви во имя Смоленской иконы Божией Матери являлся Александр Васильевич Сперанский, которому в то время было 28 лет. Известный и уважаемый в крае священнослужитель. Родился он в селе Пичкасы Чистопольского уезда, в семье священника. В 1899 г. окончил курс в Казанском духовном училище, после чего – 30 октября того же года – был определен псаломщиком к Казанско-Богородицкой церкви села Корноухово Свияжского уезда. В 1907 г. епископом Чебоксарским Михаилом (М.А.Богдановым) А.В.Сперанский был посвящен в стихарь, а 7 июля 1909 г. им же перемещен к Смоленской церкви в село Караваево. А.В.Сперанский был женат на Римме Алексеевне Сперанской и имел к тому времени двух детей: Елизавету (6 лет) и Зою (3 лет). В 1910 г. он был перемещен в село Воскресенское Казанского уезда, а на его место поставлен тамошний псаломщик.
 О существовании в Караваево когда-то Смоленской церкви давно уже ничего не напоминает. Не сохранилась и Казанско-Богородицкая церковь в селе Корноухове. Само село, основанное в XVIII веке, постепенно исчезает, в 2010 году в нем проживало всего 145 жителей.
 Наш край имеет богатую историю, однако она ещё недостаточно хорошо изучена. Необходимо активизировать работу по изучению и, конечно, сохранению исторических памятников, особенно это касается храмов, которые на протяжении многих веков были центрами духовной жизни.
Историческая справка. До 1920 года территория Кайбицкого района находилась в Свияжском и Тетюшском уездах, с 1920 по 1927 год только в Свияжском кантоне. 14 февраля 1927 года был даже образован Ульянковский район с центром в селе Ульянково, но в том же году центр района был перенесен в село Большие Кайбицы. С 1944 по 1956 годы существовал Подберезинский район, после упразднения был передан в состав Кайбицкого района. В свою очередь Кайбицкий район в 1963 году был передан в состав Буинского района, а 19 апреля 1991 году Кайбицкий район вновь был восстановлен, выделившись из Апастовского района. Апастовский район был образован в 1930 году, упразднен в 1963 году, когда его территория была передана в состав Буинского и Тетюшского районов. Восстановлен в 1964 году. По данным за 2010 год в селе Ульянково проживали 522 человека.


Автор материала - Юрий Мышев

Добавить комментарии:

WMRFast - лучшее место для заработка

 

Мы в контакте

Ваша реклама